The Green Knight, 2021 Иногда, чтобы заставить жанр хлестать новизной, нужно отрубить ему голову Ох, «Зеленый рыцарь». Не успел я отойти от тихого и задумчивого великолепия «Свиньи», как на меня свалился фильм Дэвида Лоури – и теперь я в замешательстве, кому из них выдать титул пока что самого главного киновпечатления года. Поначалу может показаться, что «Свинья» и «Зеленый рыцарь» - существа из разных вселенных, но это не совсем так. Они оба про обман ожиданий: первый на уровне зрителя, второй – на уровне обращения с жанром в целом и первоисточником в частности. «Зеленый рыцарь» берет миф о благородном, кхм, рыцаре – и превращает его в настолько же шутку, насколько бережно переносит на экран во всем своем средневековом полуфэнтезийном великолепии. История сэра Гавейна в прекрасном исполнении Дева Пателя – это история о кризисе мужественности, поиске чести и борьбе с судьбой, будь она твоей собственной или навязанной извне. Не вдаваясь в спойлеры: Лоури деконструирует не только жанр историй о рыцарской доблести, но и буквально сам термин «путешествие героя». Путь этот начинается с пустяка – попытки доказать своему легендарному дяде, Королю Артуру, что Гавейн достоин сидеть за Круглым столом с другими рыцарями. Такая возможность буквально приходит и подставляется под меч – только чтобы с адским смехом поднять с пола свою отрубленную голову и пообещать Гавейну новую встречу через год для нанесения ответного удара (который будет идентичен полученному). Да, главный герой станет героем очередной артуровской легенды и очень милого кукольного спектакля – чтобы в конечном счете отправиться на верную смерть вследствие собственной недальновидности. Не это ли злобное хихиканье над мотивацией всех мужиков в подобного рода историях – заменяющих мудрость бессмысленной доблестью, которая граничит едва ли не с глупостью? В то же время в прилежной попытке разрушить и перестроить эту литературную махину, Лоури и его команда представляют один из самых красивых и галлюциногенных миров артуровского мифа, максимально простой и похожий на реальный, но в то же время утопающий в загадочности природы и магии. Последняя тут которая поджидает за каждым холмом, в каждой заброшенной хижине, в каждом лесном массиве и на каждом едва остывшем поле битвы, и как будто бы противопоставляет себя религиозному догматизму тех лет (основные события, ко всему прочему, еще и разворачиваются в Рождество). И в каждой красивой локации царит чувство какой-то невыносимой безысходности – аналогичное тому, которое ощущает главный герой на пути к своей судьбе. Когда «Зеленый рыцарь» подходит к концу и на экране начинают ползти титры – хочется отмотать кино обратно и включить заново. Не ради поиска каких-то упущенных смыслов, но чтобы еще какое-то время провести в этом мире. Который, несмотря на свою жестокость, гораздо справедливее, честнее и мудрее нашего. В кино с 26 августа. Редакция выражает благодарность нашим друзьям из Кинокомпания ВОЛЬГА и сеть кинотеатров Синема Парк & Формула Кино за отличный просмотр. Текст: Юрий Сосков #fury_reviews

Теги других блогов: фильм рецензия Дэвид Лоури